Научно-исследовательская работа

Основное направление научной деятельности кафедры – различные аспекты методики преподавания русского языка как иностранного. При этом каждый преподаватель разрабатывает тему, находящуюся в сфере актуальных проблем современной лингвистики и литературоведения.

Научные интересы ППС кафедры:

- Стратегии и тактики обучения РКИ в условиях перемещения из внеязыковой среды в языковую;

- Психолингвистические проблемы двуязычия;

- Разработка моделей обучения русскому языку иностранных граждан на начальном, среднем и продвинутом этапах;

- Теория и практика лингводидактического тестирования по РКИ;

- Лингвокультурологические аспекты в преподавании русского языка как иностранного;

- Межкультурная коммуникация в образовательном пространстве РКИ;

- Обучение литературе как средству межкультурной коммуникации;

- Интерпретация текста в аспекте РКИ;

- Русская фразеология.

 

 

Научные и учебно-методические работы преподавателей кафедры русского языка для иностранных учащихся

 с 2008 по 2013 годы

 

Абазова Л.М.:

1. Поэтапное формирование навыков конспектирования: Для студентов-иностранцев 1-2 курсов по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Методические указания – Нальчик: КБГУ, 2008 г. – 1.63 п.л.

2. Читаем тексты по специальности: Для студентов-иностранцев 1 курса по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Методические указания. – Нальчик: КБГУ, 2008 г. – 1.63 п.л.

3. Развитие навыков устной речи при воссоздании информации текста с использованием различных опор: Методическое указание для студентов-иностранцев 1 курса специальности «Социально-культурный сервис и туризм». – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 1.9 уч.-изд. листа.

4. Взаимосвязанное обучение фонетике, грамматике и лексике иностранных студентов (довузовский этап): //Вестник КБГУ. Серия: Филологические науки. Выпуск 11. – Нальчик: КБГУ, 2010 г.

5. Изучаем и читаем М.Ю. Лермонтова на русском языке: //Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Кабардино-Балкария». – Нальчик, 2010 г. – №3.

6. К вопросу о преподавании русской литературы студентам-иностранцам: //Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Кабардино-Балкария». – Нальчик, 2010 г. – №1. – с.189-193.

7. Сборник учебных художественных текстов для самостоятельного чтения и изучения. Нальчик, КБГУ. 3,5 уч. изд.л. — 2011г.

8. Задания по развитию навыков устной речи при воссоздании информации текста с использованием различных опор. (Для студентов-иностранцев I курса специальности – Социально-культурный сервис и туризм). – 3, 5 уч.изд.л. Нальчик, КБГУ, 2010 г.

9. Особенности преподавания РКИ иностранным студентам-соотечественникам (cоавт. Татарова Р.Х) // Материалы Международной конференции «Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве» при поддержке РГНФ, С.-П., Златоуст, 2010. – C. 185-188.

10. Формирование навыков изучающего чтения у иностранных студентов (на примере произведений А.П.Чехова) (cоавт. Татарова Р.Х) // (Материалы Международной конференции «Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве». — С.-П., Златоуст, 2010. – C. 185-188.

11. Использование материалов местного краеведения при изучении русской литературы иностранными студентами // Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействия. XII Кирилло-Мефодиевские чтения». — М., 2011. – C.69-73.

12. Проблемы института семьи в диалоге культур на уроках РКИ (cоавт. Татарова Р.Х) // Международная научно-практическая конференция «Литература и журналистика стран Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации ХХ – ХХI веков». — Хабаровск, 2011.

13. Приемы работы с поэтическим текстом на начальном этапе обучения РКИ // Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием «Текст как единица филологической интерпретации». — Куйбышев, 2011. — C. 8- 14.

14. Использование материалов местного краеведения при изучении русской литературы иностранными студентами // Материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XII Кирилло — Мефодиевские чтения». — М., 2011. — С. 69-73.

15. Формирование навыков международной коммуникации при изучении русской литературы на уроках РКИ // Материалы международной научно-практической конференции «Литература и журналистика стран Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации ХХ-ХХI веков». — Хабаровск, 2011. — С. 205-214.

16. Приемы работы с поэтическим текстом на начальном этапе обучения РКИ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Текст как единица филологической интерпретации» (13-14 апреля). — Куйбышев, 2011. — С. 8-14.

17. Развитие навыков устной и письменной речи у иностранных студентов на материалах текстов по страноведению // Материалы международной научно-практической конференции «Иностранный язык в системе среднего и высшего образования» (1-2 октября). – Пенза – Москва — Решт: Научно — издательский центр «Социосфера», 2011. — С. 254-262.

18. Студенты-иностранцы читают Л.Н.Толстого. // Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Кабардино-Балкария». — №1. — 2011.

19. Обучение студентов-иностранцев навыкам работы с текстами культурологического содержания на уроках РКИ // Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции «Наука и современность — 2012» (НС-15). Часть 2. (14 марта 2012 года). – Новосибирск: Издательство «НГТУ», 2012. — С. 100-108.

20. Роль преподавателя РКИ при обучении иностранных студентов // Материалы V Международной научно-практической конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность». — Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И.А.Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 39-45.

21. Изучение повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» на уроках РКИ // Материалы V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки». – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – С. 40-50.

22. Использование компьютерных программ на уроках РКИ (соавт. Татарова Р.Х.) // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Новые технологии в образовании (28 мая 2012 г.): Сборник научных трудов / под науч. ред. д. пед. н., проф. И.А.Рудаковой. – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – С. 200 – 203.

23. Электронные средства обучения на уроках РКИ (соавт. Татарова Р.Х.) // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Педагогика и психология: прошлое, настоящее, будущее». Часть I. (25 июня 2012 г.) — Новосибирск: Изд.: «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — С. 38-49.

24. Использование лингвокультурологического материала на уроках русского языка как иностранного // Материалы XI Международной научно-практической конференции (27 августа 2012 г.) «Наука в современном мире»: Сборник научных трудов / Под науч.ред. д.пед.н., проф. Г.Ф.Гребенщикова. – М.: Издательство «Спутник+», 2012. – С. 236-245.

25. Учет национально-психологических факторов и особенностей учебного стереотипа при обучении иностранных студентов

// Материалы I международной научно-практической конференции «Научный поиск в современном мире» (1 октября 2012 г, г. Москва) / НИЦ «Апробация». – Москва: Издательство «Перо», 2012. – С. 153-162.

26. Роль кураторов в адаптации иностранных студентов // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в системе гуманитарного знания»: (г. Москва, 2-3 октября 2012 г.) / Науч.- инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С. 141-149.

27. Золотые имена России на уроках РКИ. «Инновации в науке»: Материалы ХVII международной заочной научно-практической конференции. РИНЦ. (25 февраля 2013); Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. – С. 56-65.

28. Особенности презентации художественных текстов на уроках русского языка как иностранного. Педагогика и современность. – 2013. — № 2. — С. 68-75.

29. Lyudmila, Abazova. The first acquaintance with Pushkin on the lessons Russian as a foreign language // European Applied Sciences, June, 2013, 6 (2) — pp. 52-56.

30. Особенности презентации текстов лингвострановедческого характера на начальном этапе обучения РКИ. (РИНЦ) Педагогика и современность. – 2013. — № 4.

31. П.И.Чайковский на уроках РКИ. (РИНЦ) «Проблемы современной науки».- 2013. — № 9.

 

Горбулинская Е.И.:

1. Изучение фразеологии как один из путей познания русского языка и культуры России. – Нальчик: КБГУ, 2008 г. – 0.5 п.л.

2. Фразеология русского языка: Методические указания для студентов иностранцев филологического профиля. – Нальчик: КБГУ, 2009 г. – 0.7 п.л.

3. Склонение имен существительных: Методические указания и учебные задания для студентов-иностранцев продвинутого этапа обучения (соавт. Пхешхов Л.А.). – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 2 уч.-изд. листа.

4. Читаем тексты по анатомии: Методические указания для студентов-иностранцев 1 курса медицинского факультета (соавт. Унежева М.К.). – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 2 уч.изд. листа.

5. Читаем тексты по терапевтической стоматологии (совт. Кочесокова М.П.) — Нальчик, КБГУ, 2011г. — 2,5 уч.-изд.л.

6. Россия глазами А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя (Изучение произведений классической литературы в старших классах как один из путей повышения читательского интереса учащихся): Методические рекомендации. – Нальчик: ООО «Арт-Принт» — 2011. — С.3-20.

7. Судьба народа и судьба личности в переломные моменты истории России в произведениях Е.Замятина, В.Тендрякова, А. Теппеева: методические рекомендации для учащихся профильного, гуманитарного классов и студентов-филологов 1-2 курсов. – Нальчик: ООО «Арт-Принт». – 2011. — С.3-16.

8. Как надо жить и о чем нужно помнить, читая повесть В. Распутина «Деньги для Марии» (соавт. Малахова Н.Н.) — «Литература в школе». — № 4 — М., 2012.

9. Культуроведческий подход в изучении рассказа В. Распутина «Сердце матери». – Таганрог, 2012.

10. Целостное изучение повести – притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». – Таганрог, 2012.

11. Анализ художественного текста как один из способов повышения читательского интереса (по рассказам И.А. Бунина) » (соавт. Малахова Н.Н.) // Материалы V Международной научно-практической конференции (31 января 2013 г.). – М.: Изд-во «Перо», 2013 г. – С. 5-8.

12. Другие измерения Доротеи, или любите ли вы летать… (изучение повести П. Вежинова в выпускном классе) (соавт. Малахова Н.Н.) // Материалы V Международной научно-практической конференции (31 января 2013 г.). – М.: Изд-во «Перо», 2013 г. – С. 9-11.

 

 

Кочесокова М.П.:

1. Поэтапное формирование навыков конспектирования.: Для студентов-иностранцев 1-2 курсов по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (соавт. Абазова Л.М.). – Нальчик: КБГУ, 2008 г. – 1.63 п.л.

2. Читаем тексты по специальности.: Для студентов-иностранцев 1 курса по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (соавт. Абазова Л.М.). – Нальчик: КБГУ, 2008 г. – 1.63 п.л.

3. Информатика для студентов-иностранцев, изучающих информатику и вычислительную технику. – Нальчик: КБГУ, 2009 г. – 2 п.л.

4. Некоторые аспекты современной кабардинской языковой картины мира (по роману А. Кешокова «Корни»). //Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива — 2009», Т.I. – Нальчик: КБГУ, 2009 г. – с. 146-149.

5. Жанр повести в кабардинской литературе: Методические рекомендации к спецкурсу. -Нальчик: КБГУ, 2010 г. — 1 уч.изд.л.

6. Читаем тексты по терапевтической стоматологии (соавт. Горбулинская Е.И.) — Нальчик: КБГУ, 2011г. — 2,5 уч.-изд.л.

7. Тестирование: личностно-психологические и национальные особенности тестируемых (соавт. Гутаева Ж.Ж.) // Материалы международной научно-практической конференции «Иностранный язык в системе среднего и высшего образования» 1-2 октября 2011 г.. – Пенза –Москва – Решт, 2011г. — С. 263-265.

 

Пхешхов Л.А.:

1. Сложные синтаксические конструкции: Методические указания для студентов-иностранцев продвинутого этапа обучения. – Нальчик: КБГУ, 2009 г. – 2 уч.-изд. листа.

2. Русские глаголы: Методические указания для иностранных студентов, обучающихся на продвинутом этапе обучения. – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 3 уч.-изд. листа.

3. Склонение имен существительных: Методические указания и учебные задания для студентов-иностранцев продвинутого этапа обучения. – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 2 уч.-изд. листа.

4. Этнокультурные и духовные аспекты при обучении РКИ. Сборник статей КБГСХА.– Нальчик: КБГСХА, 2010 г.

 

Джанхотова З.Х.:

1. О фольклорном аспекте военной лирики К.Кулиева. //Вестник ПГЛУ.- Пятигорск, 2008 г. — №4. – 0.5 п.л.

2. Традиции фольклорной поэтики балкарцев в раннем творчестве К. Кулиева: //Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008 г. — №1.– с. 25- 27.

3. Эстетические традиции литературы и фольклора в творчестве К. Кулиева «периода оттепели»: //Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Кабардино-Балкария». – 2007 г. — №5. – Нальчик — с. 21- 26.

4. Архетипические цветообозначения и их роль в поэзии К.Ш. Кулиева. //Вестник КБГУ. Серия: Филологические науки. Выпуск 10. – Нальчик, 2008 г.

5. Табишгъат бла малкъар поэзия (Тема природы в балкарской поэзии). Минги Тау. – Нальчик, 2008 г. — №2.

6. Природа как эстетический и нравственный идеал балкарской поэзии. //Материалы региональной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения К.Кулиева. – Нальчик, 2008 г. – 0.5 п.л.

7. Элементы этнопоэтики в творчестве К. Кулиева первого послевоенного десятилетия. //Вестник КБГУ. Серия: Филологические науки. Выпуск 9. – Нальчик: КБГУ, 2008 г. – с. 31-34.

8. Вещный мир военной лирики К.Кулиева. //Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009 г. — №2. – 0.5 п.л.

9. Символические образы и темы карачаево-балкарского фольклора периода выселения. //Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Кабардино-Балкария». – Нальчик, 2009 г. – №3.

10. Архетип пространства и пути в фольклорных произведениях балкарцев периода выселения //Материалы Всероссийской научной конференции «Истоки современных национальных литератур Северного Кавказа». К 155-летию Б.М. Пачева. – Нальчик, 2010 г.

11. Интерпретация архетипического значения белого цвета в поэзии К.Ш. Кулиева (1930-1940-е годы) //Материалы VII Международной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». – Майкоп, 2010 г.

12. Контроль уровня сформированности грамматической компетенции у иностранных студентов начального этапа обучения: Методические указания. – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 2.5 уч.-изд. листа.

13. Мифологема пути в лирике Кайсына Кулиева 30-50-х годов XX века. – Сборник материалов научной конференции «А. Кешоков и развитие северокавказских литератур». Нальчик, КБИГИ, 2010 г.

14. Система заданий для проверки грамматических навыков у иностранных студентов на среднем этапе обучения. Методические рекомендации. – Нальчик: КБГУ, 2010 г.

15. Интерпретация древнетюркского архетипа пути в балкарской поэзии 40-50-х гг. XX века. // Материалы международной конференции, «Национальные образы мира в художественной культуре» — Нальчик, 2010, С.52 – 61.

16. Архетипы пространства и пути в фольклорных произведениях балкарцев периода выселения // Региональная научная конференция «Истоки современных национальных литератур Северного Кавказа».- Нальчик, 2011.- С.181 – 194.

17. Фонетическая интерференция в русской речи турецких студентов. // Материалы Международной конференции «Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве». – Нальчик, 2012. – С.277-280

18. Цвет в мифоэпическом мышлении карачаевцев и балкарцев // Материалы Международной конференции «Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве». – Нальчик, 2012. – С.281-284.

19. Специфика идиостиля и тематика произведений балкарского поэта Мурадина Ольмезова // Международный конгресс тюркских народов по детской литературе. – Баку, 2012.

20.Волшебная сказка карачаевцев и балкарцев в контексте общетюркской мифологии // Материалы Международного симпозиума «Tastarakay’dan Keloğlan’a Türk Masalları Uluslararası Sempozyumu» («Тюркские сказки от Тастаркая до Кёлоглана») — Анкарский научно-исследовательский институт тюркской культуры. – Анкара — Симферополь — июнь, 2013г.
21.Переосмысление древнетюркского образа пути в балкарской поэзии 40-50-х годов ХХ века // Modern Türklük Araştırmaları Dergisi, Ankara Üniversitesi. (Официальный электронный научно-исследовательский журнал Анкарского университета «Современные исследования в тюркологии»). — Анкара, 2013г.

 

 

Кокова Э.Л.:

1. Сопоставительный анализ ФЕ русского и английского языков в функционально-параметрическом отображении (на материале анималистической фразеологии). Монография. – Нальчик, КБГУ, 2009г.

2. Учебно-контролирующие тексты: методические указания для студентов-иностранцев подготовительного отделения –Нальчик, КБГУ, 2010г.

3. Речевые ошибки учащихся и их предупреждение. // Материалы III Международной научно-практической дистанционной конференции «Современная филология: теория и практика— М., 2010г. -С 57-59.

4. Эти загадочные падежи // Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции: Русский язык @ Литература @ Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом: Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова; филологический факультет; 22 ноября -29 ноября 2010 г.: Труды и материалы / Сост. Дунаева Л.А., Ружицкий И.В. М.: МАКС Пресс, 2011.С. 344-349.

5. Сборник упражнений для изучения и закрепления предложно- падежной системы русского языка». 2,5 уч.изд.л. Нальчик, КБГУ, 2011г.

6. Методика работы над ошибками в сочетании слов при обучении русскому языку как неродному// Материалы межвузовского сборника VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному в условиях модернизации образования» — М., Издательство «МПГУ», 2011г.-С 163-167.

7. Обучение грамматике// Материалы IV Международной научно-практической конференции Наука в современном мире — М., 2011г.-С 222-229.

8. О некоторых проблемах обучения фонетике и произношению в преподавании русского языка как иностранного//Современные проблемы лингвистики и лингводидактики (Материалы итоговой научной конференции). — М.: Изд-во «Прометей», 2011г. -С151-157.

9. Текст как единица обучения// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы VII международной научно-практической конференции 27-28 июня 2011 г. Том I : — Москва, 2011, ISBN 978-5-9902550-7-4. С. 322-328.

10. Некоторые особенности аудирования // «Новое в современной филологии»: Материалы VI Международной научно-практической конференции Москва, 2012г.

 

Унежева М.К.:

1. Методические указания по развитию связной речи: Методические указания для студентов-иностранцев 1-2 курсов. – Нальчик: КБГУ, 2008 г. – 0.5 п.л.

2. «Биоорганическая химия». Методические разработки для студентов-иностранцев 1 курса медицинского факультета (соавт. Балаева С.М.). – Нальчик: КБГУ, 2008 г. – 51 с.

3. К вопросу развития социально-бытового, лирико-психологического рассказа в кабардинской литературе 60-90-х гг. //Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Кабардино-Балкария», №3. – Нальчик, 2009 г. – с. 227-231.

4. Читаем тексты по анатомии: Методические указания для студентов-иностранцев 1 курса медицинского факультета. – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 2 уч.изд. листа.

5. Развитие устной речи.: Методические указания (соавт. Горбулинская Е.И). – Нальчик: КБГУ, 2009 г. – 30 с.

6. «Читаем тексты по анатомии: Методическое пособие для студентов 1 курса медицинского факультета. — Нальчик: КБГУ – 2010 г.

7. К вопросу социально – культурной адаптации иностранных граждан в условиях обучения в России. — Нальчик: КБГУ, 2010 г.

8. Иноязычная культура как один из компонентов иноязычного образования. «Литературная Кабардино-Балкария», № 3. — Нальчик, 2011 г. 3 стр.

 

Мидов К.Х.:

1. Методические указания и материалы по видам речевой деятельности (изучающее чтение): Методические указания для студентов-иностранцев гуманитарного профиля. – Нальчик: КБГУ, 2009 г. – 2 уч.-изд. листа.

2. Изучающее чтение: Методические указания для иностранных студентов, обучающихся на подготовительном и продвинутом этапах обучения. – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 1 уч.-изд. лист.

3. Изучающее чтение (репродуктивные тексты и стереотипы общения). //Методические указания. – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – 1.63 п.л.

4. Исследования и материалы (перевод с фр. яз.). – Нальчик: КБИГИ, 2010 г. — 10.835 п.л.

 

Татарова Р.Х.:

1. Некоторые языковые особенности романной прозы М.Эльберда. //Материалы II Международной конференции «Язык. Культура. Коммуникация», часть 1. – Волгоград: ВолГУ, 2008 г. – с. 100-105.

2. Полифункциональность антропонимов в романной прозе С.Мафедзева. //Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Кабардино-Балкария», №4. – Нальчик, 2008 г. – с. 160-162.

3. Некоторые аспекты современной кабардинской языковой картины мира (по роману А.Кешокова «Корни»). Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива — 2009», Т.I, Нальчик: КБГУ, 2009 г. – с. 146-149.

4. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в КБГУ. //Исследовательский потенциал молодых ученых – взгляд в будущее. I заочная Республиканская конференция аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов. Сборник статей. – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – с. 40-43.

5. Новаторство художественного языка романа Т.Адыгова «Щит Тибарда». //Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива — 2010». – Нальчик: КБГУ, 2010 г. – с. 303-307.

6. Художественное решение проблемы Женщины: прошлое, настоящее, будущее (по роману А.Кешокова «Корни»). //Материалы региональной научной конференции «А.П. Кешоков и развитие национальных литератур». Вопросы кавказской филологии. – Нальчик: КБИГИ, 2010 г. – с. 242-250.

7. Особенности преподавания РКИ иностранным студентам-соотечественникам (cоавт. Абазова Л.М.) // Материалы Международной конференции «Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве» при поддержке РГНФ, С.-П., Златоуст, 2010. – C. 185-188.

8. Формирование навыков изучающего чтения у иностранных студентов (на примере произведений А.П.Чехова) (cоавт. Абазова Л.М.) // (Материалы Международной конференции «Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве». — С.-П., Златоуст, 2010. – C. 185-188.

9. Художественные тексты по развитию речевых навыков: Методические указания для иностранных студентов продвинутого этапа обучения. – Нальчик: КБГУ, 2011. – 1 уч-изд. л.

10. Культура и общество через призму языка художественных произведений. //Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XII Кирилло-Мефодиевские чтения ». М., 2011. – С. 195-200.

11. Проблемы института семьи в диалоге культур на уроках РКИ (соавт. Абазова Л.М.) // Материалы международной научно-практической конференции «Литература и журналистика стран Азитско-Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации XX-XXI в.в.». Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2011.- С.192-200.

12. Особенности преподавания РКИ иностранным студентам-соотечественникам (cоавт. Абазова Л.М.) // Материалы Международной конференции «Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве» при поддержке РГНФ, С.-П., Златоуст, 2010. – C. 185-188.

13. Формирование навыков изучающего чтения у иностранных студентов (на примере произведений А.П.Чехова) (cоавт. Абазова Л.М.) // (Материалы Международной конференции «Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве». — С.-П., Златоуст, 2010. – C. 185-188.

14. Использование компьютерных программ на уроках РКИ (соавт. Абазова Л.М.) // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Новые технологии в образовании (28 мая 2012 г.): Сборник научных трудов / под науч. ред. д. пед. н., проф. И.А.Рудаковой. – М.: Издательство «Спутник +», 2012. – С. 200 – 203.

15. Электронные средства обучения на уроках РКИ (соавт. Абазова Л.М.) // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Педагогика и психология: прошлое, настоящее, будущее». Часть I. (25 июня 2012 г.) — Новосибирск: Изд.: «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — С. 38-49.

Гутаева Ж.Ж.:

  1. Художественное решение проблем историзма в романе Ж. Залиханова «Горные орлы».// V Международная научно – практическая конференция «Наука и современность – 2010», Новосибирск, 2010 г. С. 233-237.
  2. Роман Б. Гуртуева «Новый талисман» в контексте северокавказской историко – революционной прозы 1960 – 1980-х гг. // Материалы международной конференции «Национальные образы мира в художественной культуре». – Нальчик, 2010 г.
  3. Нравственно – этические поиски современной балкарской прозы (на материале творчества З. Толгурова). // Литературная Кабардино – Балкария. – Нальчик, 2010 г.
  4. «Архитектоника романа З. Толгурова «Белое платье». // Материалы международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива – 2011». — Нальчик, 2011г. — С. 222-225.
  5. «Тестирование: личностно-психологические и национальные особенности тестируемых». // Материалы международной научно-практической конференции «Иностранный язык в системе среднего и высшего образования» 1-2 октября 2011 г.. – Пенза –Москва – Решт, 2011г. — С. 263-265.
  6. «Человек в романном мире З. Толгурова». // Материалы международной конференции «Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве» (8-9 ноября 2011 г.). — Нальчик, 2012. — С. 296-299.
  7. «Поэтика романа З.Толгурова «Большая медведица». // Культурная жизнь Юга России». — Краснодар, № 1(44), 2012 г.- С.87-88.